Ответ на ошибочное размышление.

Рабочей группе Министерства юстиции РК

по внесению изменений в Закон

«Об авторском праве и смежных правах»

   

            В сентябре текущего года на эл. почту КазАК поступило от некоего «независимого юриста» («Акмарал Келлес», kelles a@list.ru) размышления, как она сама определяет суть своего послания. Размышления касаются вопросов отмены аккредитации ОКУПов. Видимо, оно было направлено в  рабочую группу МЮ РК, на которую она ссылается, в целях лоббирования чьих-то интерсов.                    Поэтому  я решил откликнуться на  ее доводы.

           Заявляю сразу же, автор  «размышления» –  очень далек от авторского права. Вот почему:               1)по ее понятию, если аккредитация представляется одной только организации, то рынок будет  монополизирован. Это абсолютно не верно. Авторскому праву, согласно международному праву, антимонопольное законодательство не распространяется. Поэтому это требование учтено и в нашем закондательстве. Во всех странах с развитой экономикой существует только по одной организации в каждой сфере.  Так, например, в России: РАО – в сфере публичного исполнения(публичное право), КОПИРУС – по репографическому воспроизведению, УПРАВИС –  в сфере художественного творчества (право следования), ВОИС –  в сфере аудиовизуального произведения, и т.д. Причем это  зафиксировано в п.2 ст.1244 ГК РФ. Почему-то наши разработчики, списавшие  положение п.3  ст.1244 ГК РФ  и включившие его  в наш Закон ввиде ст.46-1,  «не заметили» рядом стоящий пункт 2 той же статьи, который гласит: «Государственная аккредитация на осуществление в каждой из сфер… может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе». Не было ли это чьим-то  злым умыслом с самого начала?!

2) утверждение, якобы, отмена аккредитации приведет к хаосу, не соответсвует истине.  Россия, именно,  вводив институт аккредитации, навела порядок на рынке сферы  авторского права, тем самым лишив права сбора авторского вознаграждения  десятки карликовых обществ, расплодившихся как мухи по всей стране. В Казахстане   сотрудники Комитета интеллектуальной собственности того времени (2009 г), списывая данное новшество из Российского Кодекса, не сочли необходимым выяснить для чего внесено это изменение в закон России и породили хаос наборот в нашей стране. Сегодня в Казахстане только в сфере публичного исполнения, наряду с КазАК, осуществляют сборы авторского вознаграждения еще 8 организаций, руководствуясь лишь ст.46-1, не имея на то  прямого полномочия от правообладателей, что противоречит как международному праву, так и нашему внутреннему законодательству. Данная статья противоречит около 10 положениям Закона об авторском праве(см.ст.ст. 16,31,43,44,45), а также  Гражданского Кодекса РК и Закона РК «О конкуренции» от 25.12.2008 г. (пп.1 и 5 п.4 ст.10). Тем самым игнорируется самое ключевое понятие авторского законодательства –  исклютельное право авторов. Причем  эти 8 организаций осуществляют сборы не только своим членам, а от имени всех авторов мира и более 3000 Казахстанцев, передавших свои права КазАК.  Чтобы выграть в конкуренции с КазАК, они предлагают пользователям демпинговые ставки и подписывают соглашения, снижая ставки, установленные как Правительством, так и общим собранием членов КазАК (в 5-10 раз). Но и эти суммы не выплачиваются авторам. В результате ущемляются имущесственные интересы авторов на многомиллионные суммы. В то же время карманные жулики за посягательство на чужое добро, уголовно наказываются за какие-то гроши, а чиновники-коррупционеры за несколько сот или тысяча  долларов лишаются должности.

3) автор «размышления» не понимает  или путает суть понятия воспроизведение  и  запись в личных целях. В Казахстане пока этой деятельностью  никто не занимается, ниша пустует втечение 20 лет принятия Закона, хотя некоторые общества уже получали аккредитацию по данному виду. Почему? Потому что никто не представляет работу  данной сферы. В то же время 2014 году Комиссия  почему-то отказала КазАК в аккредитации  в ней. К стати,  именно КазАК в свое время представлял в Комитет интеллектуальной собственности проект Постановления Правительства по данному виду коллактивного управления, для продвижения в установленном порядке, но он остался без внимания. Значит, прежде чем выразить безосновательные сомнения, нужно ставить вопрос об его решении.

4) автор «размышления» ссылается на негативный случай, произошедший в России, будто он является результатом монопольного действия Российского авторского общества (РАО). Сколько министров, акимов и других высоких ответственных функционеров в нашей стране разоблачены в коррупции, однако никто не квалифицировал эти явления недостатком соответствующих государственных институтов. Не институты, а функционеры тонут в коррупциях!

5) наконец, считаю необходимым возразить на утверждение автора, якобы, из-за плохой работы  КазАК появились 8 других обществ. Нет, они появились в результате допущенной оплошности сотрудников Комитета интеллектуальной собственности 2009 года, предложивших в Парламент статью 46-1, необдуманно списав  чужую норму, не соответствующую на нашу реальность. Суть данной нормы ведь такова: любой, кто получит аккредитацию в Министерстве юстиции, вправе осуществлять сбор авторского вознаграждения независимо от того, получил ли он на то полномочие от автора или нет. Это же явно наталкивает любого предпримчивого дельца на пробу своей удачи. В результате, сегодня кому не лень паразитрует на теле литературы и искусства, не имея никакого опыта работы и никакого юридического отношения к их авторам. Например, САП (Союз авторов песен),имея в членстве всего 13 авторов, собирает гонорар от имени авторов всего мира и Казахстана. При этом не выплачивает никому. По сообщению Генеральной прокуратуры в печати,  САП в 2011 году потратил на свои нужды 95% сбора. Однако до сих пор продалжает функционировать!   В то же время КазАК за время своего существования подверглось  проверке 14 раз:  Генеральной прокуратурой  (дважды), Министерством юстиции (трижды), финансовой полицией (дважды), городским и районным налоговыми органами(неоднократно), а также Антимонопольным комитетом. Никто из них не обнаружил такого нарушения. Постоянно следит за нашей деятельностью и международная организация СИЗАК, чтобы мы недопустили нарушений международной нормы и практики. В 2014 году на конференции, прошедшей в Стамбуле, Генеральный директор СИЗАК  положительно отозвался о КазАК, подчеркнув, что оно в числе первой двадцатки обществ мира.

           В дополнение к сказанным, автору «размышления» предлагаю также ознакомиться с моей речью, произнесенной на международной конференции, прошедшей  в Астане (сентябрь 2016 года). Речь содержит конкретные факты, позволяющие предоставить ясную картину сегодняшнего состояния сферы в Казахстане. Речь выставлена на  сайте КазАК.

           С какой целью было направлено нам «Размышления независимого юриста», не известно.  Но поскольку была названа рабочая группа МЮ по внесению изменений в Закон «Об авторском праве», решили ответить автору и заодно направить также и указанной Рабочей группе. Возможно, пригодится.

С уважением,                                                                                                        М.Ысқақбай.

Председатель авторского Совета КазАК,

Заслуженный деятель Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 1998 — 2024 РОО KazAK Казахстанское авторское общество, Все права защищены

Международная неправительственная некоммерческая организация, объединяющая организации по управлению авторскими правами, является ведущей в мире сетью авторских обществ. Она также является крупнейшей в мире организацией по защите интеллектуальной собственности, объединяющей 225 обществ в 116 странах и представляющей более 5 миллионов творцов из всех географических регионов и всех художественных репертуаров.

CISAC активно защищает права и продвигает интересы авторов по всему миру. Организация дает возможность коллективному управлению беспрепятственно представлять авторов по всему миру и гарантировать, что гонорары поступят авторам за использование их произведений в любой точке мира.

Основанная в 1926 году, CISAC является неправительственной некоммерческой организацией с штаб-квартирой во Франции и региональными офисами в Африке, Южной Америке (Чили), Азиатско-Тихоокеанском регионе (Китай) и Европе (Венгрия). CISAC является ведущей в мире сетью авторских обществ.

В декабре 1999 года деятельность КазАК была признана на международном уровне, и оно стало ассоциированным членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC (СИЗАК), а 22 сентября 2005 года — его полноправным членом.

После вступления в CISAC начали динамично развиваться отношения с развитыми зарубежными авторскими обществами. К 2022 году Общество насчитывало более 5 690 местных членов и представляло более 4 000 000 иностранных авторов и правообладателей на основе двусторонних соглашений о представительстве.

КазАК является единственным членом CISAC в Казахстане.

Резолюция: Поддержка членов CISAC в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдове и Казахстане (ОРИГИНАЛ)

«Международная федерация организаций по правам на воспроизведение».

Это независимая некоммерческая членская ассоциация, которая содействует на международной основе коллективному управлению воспроизведением и другими правами на текстовые и графические произведения.

В состав IFRRO входят более 150 членов из более чем 85 стран мира.

Члены IFRRO представляют многие миллионы авторов, художников и издателей книг, журналов, газет, журналов и нотных изданий.

Члены IFRRO действуют от имени авторов и издателей в тех случаях, когда индивидуальное осуществление их прав невозможно, предоставляя доступ к произведениям, защищенным авторским правом, и разрешая воспроизведение и определенные виды цифрового использования этих произведений.

Отрасли авторского права составляют около 4-6% валового внутреннего продукта (ВВП) в развитых странах. Зачастую они являются самым быстрорастущим сектором экономики и одними из наиболее важных факторов, способствующих созданию новых рабочих мест, и их следует поощрять и лелеять.

Решение о принятии РОО «КазАК» в членство IFRRO было принято на Генеральной Ассамблее в Рейкьявике (Исландия) 8 октября 2023 года. Официальное письмо об этом событии было получено 23 октября 2023 г.

«Глобальный альянс организаций авторов и исполнителей» – это независимая некоммерческая организация, созданная для защиты и защиты общих интересов творцов во всем мире.

Основан семью странами: Молдовой, Украиной, Грузией, Арменией, Азербайджаном, Казахстаном и Узбекистаном.

GAAPO продолжает консолидировать и координировать работу организаций-членов для усиления защиты авторских прав и смежных прав и интересов правообладателей во всем мире на национальном и международном уровнях.

РОО «КазАК» стал полноправным членом GAAPO «Глобальный альянс организаций авторов и исполнителей» с 9 сентября 2023 г.

Президент GAAPO Олег Гутюм Генеральный директор Молдавского Авторского Общества «Copyright»

Председателем правления GAAPO является Генеральным директором РОО «КазАК» Есендикова Айнура.

Генеральный Секретарь- Гига Кобаладзе Председатель Грузинского авторского общества «GCA»

BMI (Broadcast Music, Inc.) — это американское общество по управлению авторскими правами, основанное в 1939 году.

BMI занимается сбором авторских отчислений от радиовещания, телевидения, концертов, потоковой музыки и других музыкальных использований. Оно предоставляет лицензии на использование музыки своих членов и обеспечивает им справедливое вознаграждение за использование их творчества.

BMI является одним из крупнейших музыкальных правообладателей в США и за его пределами. В его члены входят как знаменитые исполнители, так и начинающие авторы, текстописатели и композиторы. Общество предоставляет своим членам широкий спектр услуг, включая мониторинг использования их музыки, сбор отчислений и распределение средств.

BMI также проводит образовательные мероприятия, семинары и тренинги для своих членов, помогая им развивать свои карьеры и защищать свои права. Оно активно участвует в процессе формирования стандартов и законодательства в области авторских прав и правообладания музыкой.

BMI имеет международное присутствие благодаря своим партнерствам и соглашениям с аналогичными организациями в разных странах мира. Общество регулярно обновляет свои системы управления правами и технологии для более эффективного сбора и распределения отчислений своим членам.

BMI также играет важную роль в поощрении новых талантов и поддержке молодых музыкантов через различные программы и стипендии. Оно оказывает консультационную поддержку своим членам по вопросам авторских прав, лицензирования и защиты своих интересов в индустрии музыки.

BMI поддерживает разнообразие жанров и стилей музыки, от популярной и рок-музыки до классической и джазовой. Общество ведет активную деятельность по борьбе с нарушениями авторских прав и незаконным использованием музыки.

BMI обеспечивает прозрачность в своей деятельности, предоставляя своим членам доступ к информации о сборе и распределении средств. Оно также сотрудничает с правительственными и неправительственными организациями для улучшения законодательства и защиты авторских прав музыкантов.

BMI имеет широкий круг партнеров в музыкальной индустрии, включая издателей, продюсеров, концертные агентства и другие правообладатели. Общество постоянно расширяет свою деятельность, адаптируясь к изменяющимся условиям в музыкальной индустрии и цифровой среде.

BMI оказывает поддержку своим членам в процессе лицензирования и защиты их музыкального контента на различных платформах и сервисах. Оно также предоставляет консультационную помощь по вопросам юридического статуса произведений и защиты от пиратства.

BMI активно участвует в культурной жизни, поддерживая музыкальные мероприятия, фестивали и конкурсы. Общество поощряет культурное разнообразие и творческое развитие через свои программы и инициативы.

BMI устанавливает стандарты для тарифов на использование музыки, сотрудничает с другими правообладателями и интересами в музыкальной индустрии для достижения справедливости и устойчивости в отрасли.

ASCAP (American Society of Composers, Authors, and Publishers) — это некоммерческое общество, основанное в 1914 году в США для защиты авторских прав музыкантов. Оно предоставляет лицензии на использование музыки своих членов в различных медиа, включая радио, телевидение, кино и онлайн-платформы.

ASCAP состоит из более чем 800 000 членов, включая композиторов, текстописателей и музыкальных издателей. Общество обеспечивает защиту авторских прав путем взимания платы за использование музыки и распределения этих средств своим членам. Его главная цель — защита творческих интересов музыкантов и обеспечение им справедливого вознаграждения за использование их произведений.

ASCAP также предоставляет своим членам образовательные ресурсы и возможности для продвижения их карьер в музыкальной индустрии. Общество устанавливает стандарты для тарифов на использование музыки, регулирует лицензионные соглашения и взаимоотношения с другими организациями по управлению авторскими правами.

ASCAP активно работает на международном уровне, устанавливая партнерства с аналогичными организациями по всему миру для защиты прав своих членов за границей. Общество осуществляет мониторинг использования музыки в различных сферах, чтобы гарантировать соблюдение авторских прав и справедливое вознаграждение творческих личностей.

ASCAP также участвует в общественных дебатах и законодательном процессе для защиты интересов своих членов и улучшения законодательства об авторских правах. Общество является ключевым игроком в индустрии музыкальных прав и оказывает значительное влияние на формирование правовой и экономической среды для музыкантов и правообладателей.

WIPO Connect — это ИТ-решение, разработанное и предлагаемое WIPO, Всемирной Организацией Интеллектуальной Собственности (Швейцария), предназначенное для облегчения коллективного управления авторскими и смежными правами, включая локальный и центральный модули.

Организации коллективного управления правами (ОКУПы) управляют авторскими и смежными правами от имени правообладателей.

Ключевой проблемой для пользователей является правильное управление огромными объемами данных и информации, которые они собирают о своих членах, их работах и ​​другом творческом вкладе.

Таким образом, документация жизненно важна для бесперебойного функционирования ОКУПов на национальном, региональном и международном уровне. ОКУПам необходимо собирать информацию о правообладателях и произведениях, такую ​​как идентификаторы, имена и псевдонимы, названия, доли, субпубликации и лицензионные соглашения. Эта информация позволяет ОКУПам собирать гонорары и распределять их правообладателям.

WIPO Connect представляет собой эффективное, хорошо подходящее и настраиваемое решение, призванное облегчить повседневную деятельность ОКУПов и их сотрудничество с ОКУПами из других стран.

В августе 2023 г. с соответствии со статьей 76 Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом («усовершенствовать управление ОКУП путем внедрения мер «для достижения более высокого уровня рационализации и прозрачности в отношении выполнения задач своих ОКУП») РОО «КазАК» приобрел специализированную программу WIPO Connect от WIPO — Всемирной организации интеллектуальной собственности.

WIPO Connect это программа, которая будет полезна казахстанским правообладателям и пользователям. Она позволит укрепить отношения между Республикой Казахстан и Европейским Союзом, добавив прозрачность и технологические достижения в работу РОО «КазАК», как ОКУПа международного уровня.